2.05.2016, 20:30
Қараулар: 101
Некоторые вопросы по земельным отношениям

Некоторые вопросы по земельным отношениям

Screenshot_2016-05-02-17-45-29-1

О приобретении земельных участков сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее — Кодекс), иностранный гражданин может приобрести земельный участок в частную собственность для застройки производственных и непроизводственных сооружений, в том числе жилыми зданиями и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий в соответствии с их назначением.

При этом приобретение иностранным гражданином земельных участков, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения в частную собственность, исключено.

Также в частную собственность иностранцам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам Земельным кодексом не допускается предоставление земельных участков, расположенных в пограничной зоне и пограничной полосе Республики Казахстан.

В тоже время в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Республики Казахстан иностранцы, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем пятьдесят процентов, могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет.

О принудительном изъятии земельного участка, приобретенного физическим либо юридическим лицом, который не используется длительное время

В соответствии с пунктом 2 статьи 92 Земельного Кодекса РК, в случае если земельный участок, предназначенный для строительства, не используется по назначению в течение трех лет со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен проектно-сметной документацией), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса.

Исключение составляют земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан Республики Казахстан, предоставленные для индивидуального жилищного строительства.

При этом, согласно пункту 2 статьи 94 Кодекса, иск о принудительном изъятии земельного участка предъявляется после применения мер взыскания, предусмотренных

Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. Также иск о принудительном изъятии предъявляется по истечении срока выданного предписания.

Срок для принятия мер по использованию земельного участка по назначению устанавливается один год с момента выявления факта неиспользования земельного участка по назначению.

Срок неиспользования земельного участка по целевому назначению, согласно требованиям статьи 92 Кодекса, исчисляется со дня принятия решения о его предоставлении.

Об изменении целевого назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения

В соответствии с пунктом 3 статьи 97 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Использование этих земель в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, допускается в исключительных случаях (статья 90 настоящего Кодекса).

На земельных участках, предоставленных физическим и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского или фермерского хозяйства, и полевых наделах личного подсобного хозяйства не допускается строительство объектов, не связанных с ведением сельского хозяйства, в том числе жилых домов (включая индивидуальные).

Так, для возможности использования земельного участка под коммерческую деятельность землепользователю необходимо изменить целевое назначение земельного участка, которое регулируется статьей 49-1 Кодекса. Согласно пункту 2 статьи 49-1 Кодекса, физические и юридические лица, заинтересованные в изменении целевого назначения земельного участка, подают заявление в местный исполнительный орган по месту нахождения земельного участка.

Уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения либо структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере архитектуры и градостроительства, в пределах компетенции подготавливает предложение о возможности использования земельного участка по заявленному целевому назначению (пункт 7 статьи 49-1 Кодекса).

Решение местного исполнительного органа об изменении либо об отказе в изменении целевого назначения земельного участка принимается в течение пяти рабочих дней с момента поступления соответствующего заключения комиссии.

Отказ в изменении целевого назначения земельного участка должен быть мотивированным (пункт 12 статьи 49-1 Кодекса).

О предоставлении земель сельскохозяйственного назначения для реализации инвестпроектов

В целях поддержки развития АПК, в соответствии с Законами Республики Казахстан «О зерне», «О племенном животноводстве», «О производстве органической продукции», «О развитии хлопковой отрасли» в порядке предусмотренном Земельным кодексом предоставление земель сельскохозяйственного назначения для реализации инвестпроектов осуществляется без проведения торгов.

О передаче земельного участка в залог

Согласно Земельного кодекса земельный участок, принадлежащий залогодателю на праве частной собственности или праве землепользования, может быть предметом залога.

К залогу земельного участка и права землепользования применяются правила об ипотеке недвижимости (ст. 76 ЗК). Залогодателями могут быть физические и негосударственные юридические лица, имеющие земельные участки на праве частной собственности или на праве временного возмездного долгосрочного землепользования (п.1 ст. 79 ЗК).

Залог земельного участка или права землепользования – это основанный на договоре залога либо на основании законов Республики Казахстан способ обеспечения исполнения обязательств, в силу которого кредитор (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного земельного участка или права землепользования преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит этот земельный участок или право землепользования за изъятиями, установленными Гражданским кодексом РК. Право крестьянина по передаче земельного участка в залог является добровольным, никто не может заставить его подписывать договор о залоге в принудительном порядке.

О контроле рациональности использования земель сельхоз назначения

Вопросы рационального использования земель сельхоз назначения регулируется Правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными приказом Министерства национальной экономики РК (от 27 марта 2015 года № 268).

Правила направлены на обеспечение рационального использования земель сельхоз назначения, в том числе не допущения спада продуктивности пашни, существенного снижения плодородия почв, проведения агрохимических обследований, выбытия земельного участка из сельскохозяйственного использования вследствие зарастания сорной растительностью либо карантинной растительностью и т.д.

Вопросы рационального использования земель сельхоз назначения являются ключевыми при проведении работ по госконтролю за использованием и охраной земель.

Управлениями по контролю за использованием и охраной земель местных исполнительных органов, при устанавлении фактов не рационального использования земель, применяются меры административного воздействия, вплоть до изъятия.

Нововведения Земельного кодекса

Для обеспечения рационального и эффективного использования земель сельхозназначения принят ряд мер, направленных на введение земли в рыночный оборот.

В целях стимулирования активного рыночного оборота земель и повышения экономической отдачи от земельного фонда Законом Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан» (далее – Закон) внесены ряд изменений в Земельный кодекс.

Первое. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности будут предоставляться физическим и юридическим лицам РК на праве частной собственности посредством продажи через аукционы в следующей последовательности:

— в первую очередь — через аукцион, предусматривающий повышение кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка;

— если по итогам двух аукционов участок не будет реализован, то он будет выставлен на аукцион, предусматривающий понижение цены участка от кадастровой стоимости до установленного минимального порога (50% от кадастровой стоимости).

Второе. Предоставление льготных условий по выкупу земельных участков, находящихся в аренде.

Данная норма учитывает интересы нынешних землепользователей и предоставляет им право выкупа в частную собственность ранее предоставленных земельных участков сельхозназначения до окончания срока аренды по льготной цене, определяемой в размере 50% от его кадастровой стоимости с рассрочкой до 10 лет.

Также предусматривается норма, защищающая права обладателей земельных долей, передавших данные доли в уставный капитал хозяйственных товариществ в качестве вклада или в производственные кооперативы в качестве взноса.

Третье. Снятие ограничений по использованию земель сельхозназначения, находящихся в аренде.

Предложенная норма позволит землепользователям совершать правовые сделки с правом аренды, в частности закладывать в банк, отчуждать в течение всего срока аренды.

Это позволит повысить ценность права землепользования и в целом послужит действенной мерой господдержки для сельхозтоваропроизводителей.

Четвертое. Упрощение процедуры смены целевого назначения земельного участка. Регулярный мониторинг использования сельхозземель. Передача всех неиспользуемых угодий в государственный фонд для дальнейшей приватизации.

В Земельный кодекс внесена норма, предусматривающая исключение процедуры изменения целевого назначения сельхозземель при строительстве объектов, связанных с ведением сельского хозяйства и при смене формы хозяйствования на данных участках.

В целях создания благоприятных условий аграриям через снятие административных барьеров и сокращение издержек исключается процедура изменения целевого назначения земельного участка при строительстве объектов, связанных с ведением сельского хозяйства и при смене формы хозяйствования.

www.zhaikpress.kz

Роза Сыикова

Жаңалықтар

Басқа да мақалалар